Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Блог xyz school

Как создавать концепт-арт: брейншторм и сбор референсов

Привет, это Иван Растригин — преподаватель курса по концепт-арту. Я принимал участие в таких проектах, как Star Wars: The Old Republic, War Robots, Subnautica и Mass Effect: Andromeda.

В прошлой статье я рассказывал, почему хорошему концепт-художнику нужно владеть и 3D, и 2D. Сегодня поговорим о том, как работать над персонажем: с чего начать, где искать референсы и что должно получится в итоге.

Тема объёмная, поэтому я разбил текст на две части: в первой расскажу про брейншторм и сбор референсов, а во второй — непосредственно про создание детализированного персонажа на их основе.
Объёмный план, по которому я писал эту статью
Сеттинг

Прежде чем начать работу над персонажем, нужно придумать стилистику мира, в котором он существует.

Для простоты возьмём стилизованную модель — в ней будет минимум деталей и явные признаки стиля. Мне нравится футуризм с упором на технологии и магию.
Берите на заметку: в фэнтезийных сеттингах легко совмещать разные референсы так, чтобы это не выглядело натянуто.
Первый шаг — загуглить сеттинг и набрать самых интересных картинок
Брейншторм

После того, как определились с сеттингом, пора устраивать брейншторм — так в индустрии называют процесс хаотичного придумывания идей. Для него у меня есть две стратегии: анализ референсов и свободные ассоциации.

Вот мои шаги по разработке персонажа.

1. Поиск картинок по ключевым словам из сеттинга

Речь про футуризм? Смело вбивайте это слово в поисковик и собирайте картинки, которые пришлись по душе. Мы остановимся на космонавте. Когда же осваивать космос, как не в будущем?

2. Поиск подходящей текстуры

О вкусах не спорят, «правильного» варианта текстуры не существует. Будущее вызывает у меня ассоциации с бруталистским стилем, камнями и бетоном. Отправляемся на Pinterest.
3. Форма отдельных элементов

Образ вырисовывается в голове — футуристичный маг-шаман-космонавт в громоздком, будто каменном шлеме. Но для того, чтобы получился запоминающийся образ, нужна деталь. Мне в голову пришли чумные доктора, у них мы позаимствуем маски.
4. Стилистика

Давайте конкретно — какие пропорции будут у персонажа? Мне хочется чего-то геометрично-мультяшного, как в This Is the Police или Journey.

Я даю картинки не слайдером, а коллажом потому что важно смотреть на все референсы одновременно — при перелистывании этот эффект теряется.
5. Референсы из смежных тем

Если в разработке концептов вдохновляться только другими играми, то фантазия рано или поздно иссякнет. В отдельных образах удобно обращаться к животным или растениям — у природы уже крутой дизайн.
Все картинки в этом разборе взяты с Pinterest. При поиске вдохновения я руководствуюсь задачей которая передо мной стоит. Если рисунок нужен для работы, я ищу набор образов исключительно под задачу. Например, набор фотографий экскаваторов для модели крупного робота-меха.

В процессе сборки персонажа я подумал, что круглая голова классно сочетается с магическими шарами вокруг неё. Шары круглые — похожи на шлем, а шлем — символ технологичности. Пусть это будет инопланетный шаман будущего: и космонавт, и маг.

Трансформация образа — очень важный процесс. Важно набрать хорошие картинки, но ещё более важно — следить за своими ощущениями и мыслями во время поиска.

Ещё один интересный метод — смотреть на произвольные картинки с объектами отдалённо, в уменьшенном виде. Это помогает ассоциативному мышлению: из подборки объектов может родиться картинка, совершенно не похожая на то, что изображено.
Примерно так, но ещё мельче
Референсы

Поиск похожих картинок концепт-артисты называют сбором референсов.

Брать их можно откуда угодно: просто качайте всё, что подходит к теме. Для работы концепт-художника хорошо подходит Google, Pinterest и Photobash. На этих сайтах после сохранения картинки отображаются ещё несколько — похожих по стилю или цветовой гамме.

Хотите сделать пейзаж в духе Death Stranding? На Photobash есть подборка из 600 бесплатных австралийских пейзажей за четыре доллара.

Мудборды

Важный навык концептера — собирать мудборды (группы референсов) и картинки не только когда нужно что-то нарисовать, но и «в фоне»: то есть пополнять свои коллекции сразу, как наткнётесь на что-то, что вам нравится.
Для меня подбор референсов — это медитативное времяпрепровождения, когда думаешь над абстрактным концептом без спешки: смотришь любимые картинки, которые сохранил до этого, и набираешь те, что нравятся сейчас. Каждая из них имеет характеристики, что позволяет делить их на классы и подбирать друг под друга, как цвета в цветовом круге — если красный смешать с зеленым, получится серый, а если красный с желтым — оранжевый. Так и с референсами, кто-то близок по стилю и форме, кто-то совсем далек или даже контрастен.

Постепенно референсы разрастаются в большой мудборд, из которого можно лепить не только персонажей, но и целые вселенные — ресурсов хватит и на персонажей, и на пушки и на здания.
Но просто сохранять понравившиеся картинки недостаточно — их нужно обрабатывать, вычленять общие элементы или различия. Для организации коллекции в дороге или на ходу подойдёт сайт pureref.com. Он отсортирует всю коллекцию по жанрам, цветам и размерам. Если автоматическая сборка вас не устроит, можно управлять коллекциями самому.

Это необязательный инструмент — картинки можно набирать друг рядом с другом в фотошопе (я вырезаю самое интересное с картинок инструментом «Лассо» и добавляю на картинку дополнительным слоем). Для этого у меня есть стратегия реф-анализа, которую я разобрал в предыдущем разделе.
Вот, что получилось у меня
Теперь я знаю, что у персонажа есть герметичный шлем, скафандр и дроны-помощники вокруг. На этом этапе я начинаю набрасывать тумбнейлы базовыми формами или интересными кистями, чтобы в случайном мазке можно было разглядеть что-нибудь интересное.

Я называю такую работу методом свободных ассоциаций. Пока я набрасывал персонажей, в голову пришла пара идей для маски (помните чумного доктора из начала?): решил, что будет интересно добавить встроенные трубки для подачи кислорода со спинных баллонов в шлем.
Это подчеркнёт среду вокруг космонавта — враждебный и недружелюбный космос.
Авторские права

Помните, работа с референсами — не воровство. Нельзя бездумно копировать фрагменты чужих иллюстраций. Нужно наблюдать за общей стилистикой и схожими фрагментами в разных работах, чтобы построить собственного персонажа.
Подсказка: всегда сохраняйте референсы и промежуточные варианты в отдельный файл рядом друг с другом, чтобы в случае претензий на авторство предъявить весь процесс работы
Вот, что получилось в итоге
***
Сейчас у рисунка есть явные проблемы с пропорциями ног и физикой шлема. Мы исправим их в следующей статье, в которой будем доводить эскиз до ума и разбирать софт, который поможет нам качественного его отрисовать и добавить деталей.

Работа с источниками и правила набросков — тема одного из уроков моего курса по концепт-арту.

Понравилась статья?
Хочешь получать лучшие статьи
от XyZ раз в неделю?
Подпишись на рассылку XyZ
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных