©2020, XYZ School. Все права защищены.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Блог xyz school

Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

Гайд от концепт-художницы «Вторжения».

Любой может научиться фотографировать, снимать видео или заниматься 3D-моделированием — выполнять техническую работу. Но для осознанного создания визуального контента важно разобраться с базовыми принципами работы с изображением.

Рассказываем об универсальных правилах работы с цветом и светом — вместе с концепт-художницей Александрой Дрозд, работавшей над фильмами «Вторжение», «Чужой: Жатва» и «Вратарь Галактики».

Универсальные правила работы с цветовой гаммой

Зачастую для создания атмосферного изображения достаточно сочетать два-три цвета с учётом правил композиции. Их всего три:

  1. Контраст цветов
Сочетайте по контрасту — для этого берите цвета с противоположных концов круговой палитры. Напротив тёплого цвета (например, красный) —холодный (синий).

Это работает даже с не самыми изысканными визуальными произведениями. Пример, — модная в середине нулевых цветокоррекция «Трансформеров» с оранжевой кожей и голубым фоном.
«Трансформеры», 2007
2. Воздушная триада

Триаду образуют три любых цвета, которые располагаются рядом на палитре. Цвета должны сочетаться и плавно перетекать друг в друга.

Но заполнять всё изображение только этими цветами не стоит — это скучно. Акцентируйте: замените центральный цвет триады на противоположный, и он сфокусирует внимание смотрящего. Например, если центральный цвет триады — фиолетовый, то акцент — жёлтый. Как на «Звёздной ночи» Ван Гога.

Винсент ван Гог, «Звёздная ночь», 1889
3. Геометрия

Палитру определяет простая фигура — равнобедренный или прямоугольный треугольник, квадрат или ромб. Проще всего этот принцип объяснить на примере треугольника. Произвольно рисуем его на RGB-палитре и получаем ограничитель: все цвета внутри фигуры допускаются к работе, остальные — нет.

Это не значит, что кадр нужно заполнять только яркими цветами. Для гармонии и акцентности достаточно одного яркого цвета, а остальную работу желательно выполнить в приглушённой гамме.

Запомните ещё два правила, которые влияют на восприятие изображения.

Фон меняет ощущение от цвета. Разместите серый квадрат на синем прямоугольнике, а затем — на оранжевом. Вы сразу почувствуете разницу. Даже серый на фоне оранжевого будет казаться теплее и ярче, не говоря уже о других цветах.

Фон передаёт информацию относительно центральной фигуры кадра. Пример — кадр из «Бойцовского клуба». Здесь фон транслирует одну из идей фильма — обманчивое просветление (дверной проём справа) через саморазрушение (дверной проём слева).

Свет работает в связке с цветом. Он может как насытить, так и приглушить его, и даже запутать зрителя. Например, при длительном просмотре холодный цвет может восприниматься как тёплый.

Чтобы этого избежать, подержите его другими элементами. Например, Дэвид Финчер намеренно использует скудную палитру цветов. В «Охотнике за разумом» общий тон кадра дополняется светом от телевизора, табличкой на автомобильной стоянке или красным кофейником — чтобы зритель верно воспринял настроение. Благодаря таким деталям цвет становится устойчивым.

«Охотник за разумом», 2017
Основы композиции света и цвета

Чтобы правильно сочетать цвет и свет нужно разобрать схему освещения. Типов света несколько:

  1. Рисующий. Как правило, располагается сверху или спереди и образует основное пятно света, а также тени, идущие от объекта.
2. Заполняющий. Позволяет высветлить затемнённые участки изображения.

3. Контровой. Располагается сзади и подчёркивает края фигуры.
4. Моделирующий. Располагается сбоку, чаще используется в студийной фотографии, чем в кино.
Эти универсальные виды света работают и для фото, и для видео, и для 3D-моделирования. В кино всё сложнее — там, как правило, используют от семи до сорока источников света. Исключение — операторы вроде Роджера Дикинса, который снял самые известные фильмы Вильнёва, братьев Коэн и Сэма Мендеса. Ему порой достаточно и трёх источников.
«Бегущий по лезвию 2049», 2017
Избегайте абсолютно чёрного цвета — у него нет оттенков, и поэтому он не вызывает должного спектра эмоций. В классической живописи чисто чёрные тени почти не встречается — потому что их почти нет и в реальном мире. Свет отражается и преломляется, образуя разные оттенки.
Рембрандт, «Меняла», 1627
Поэтому в кино особенно важен заполняющий тон — оттенок, который присутствует в каждом цвете изображения. Абсолютно чёрный используется лишь когда автор делает намеренную стилизацию. Даже в ночных или космических сценах темнота создаётся за счёт оттенков синего, серого и других цветов.

Возьмём дизайн космического корабля и то, как он выглядит в космосе — например, кадры из «Чужого» или «Вторжения». Даже самая фантастическая конструкция кажется реалистичной, потому что избегает чёрного цвета и состоит из оттенков, бликов и других элементов, придающих ей объём и живость. В этом случае важно проработать границу светотени, которая задаёт объём любой фигуре в кадре.

«Вторжение», 2020
Свет не обязательно должен быть белым. Цветное освещение разнообразит изображение. Тут работают те же правила, что и в предыдущем пункте.

Также важна работа с геометрией видов освещения. Здесь используется тот же принцип, что и с цветом — всегда есть главный источник света, создающий акцент, и дополнительный. Это видно на примере фильмов франшизы «Джон Уик»: здесь сочетание света помогает удержать внимание зрителя в экшн-сценах.

«Джон Уик 3», 2019
В видеоиграх базовые приёмы сочетания цвета и света помогают ориентироваться на локации — нужные участки и направляющие линии подсвечиваются. Принципы визуального повествования универсальны для всех видов искусства: при помощи цвета и света можно выделить важную деталь и направить взгляд зрителя.

Авторы: Николай Кубрак, Александра Дрозд
Понравилась статья?
Хочешь получать лучшие статьи
от XyZ раз в неделю?
Подпишись на рассылку XyZ
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных