Блог xyz school

Из чего состоят «Солнечные противоположности»: приземлённый «Рик и Морти», ситкомы и антиутопия

Разбираем новый мультсериал от авторов «Рика и Морти».

Четверо пришельцев прибывают на Землю после разрушения утопичной планеты Шлорп. Двое из них зрелые особи: учёный-сноб Корво и задорный бездельник Терри. Ещё двое — их репликаты Юмьюлак и Джесси, принявшие условную роль детей-подростков.

Помимо них на корабле прибыло загадочное жёлтое существо Пупа — в будущем оно должно разрастись до огромных размеров и терраформировать Землю. Пока же пришельцы обустроились в обычном доме посреди небольшого американского городка и постепенно вливаются в мир людей.
За этим странным сюжетом стоят автор «Рика и Морти» Джастин Ройланд и участник креативной команды того же сериала комик Майк МакМахан. «Солнечные противоположности» часто преподносят как новую «Футурама» или нового «Американского папашу» — то есть побочный продукт от культовых авторов популярного мультсериала. Так ли это на самом деле, и из чего состоит свежий проект Hulu, разбираемся в нашей новой рубрике.

Автор: Николай Кубрак
Приземлённый «Рик и Морти»

Анимация в «Солнечных противоположностях» точно такая же, как в «Рике и Морти». Юмор тоже очень похож. А одна из серий заимствует темы из эпизода про «откроненбергенный» мир.

Но новый проект Ройланда совсем не копия предыдущего. «Рик и Морти» построен вокруг Рика, который всегда двигает сюжет. Здесь же каждому из пяти персонажей отводится равное значение. Несмотря на острый юмор, «Рик и Морти» опирается на американские нравственные идеалы — например, на институт семьи.

В «Солнечных противоположностях» никакой семьи нет: Корво и Терри — бесполые существа растительного происхождения, из шишек которых искусственно вырастили двух репликантов. Авторы утверждают, что их отношения — нечто среднее между дружбой и жизнью семейной пары. Тему семьи вскользь поднимают в одной из серий, но без морали и лозунгов — это просто довольно разрозненная команда, которая вынуждена жить в одном доме.
СП — это приземлённый вариант «Рика и Морти». Если дед-учёный вместе с внуком путешествует по странным мирам и проводит время с инопланетянами, то четвёрка пришельцев, наоборот, даже не покидает границ города и вливается в мир людей.

На этом и строится юмор сериала — безносые существа узнают о фишке, которая привычна для людей и применяют к ней инопланетные методы. Например, в одном из эпизодов Корво и Терри так хотели понравиться соседям, что едва не уничтожили мир. А в другом Корво настойчиво пытался научиться фокусам, но финал обернулся абсурдной версией нолановского «Престижа».
Поп-культура и ситкомы

В новом проекте Ройланд и МакМахан почти в том же объёме перемалывают явления поп-культуры, что и в прошлом. Только если «Рик и Морти» основан на научной фантастике 80-х, то «Солнечные противоположности» — на популярных комедиях того времени и культовых старых ситкомах. В шестой серии Корво собирает робота-жену на основе популярных женских персонажей ситкомов (и попутно добавляет функцию закадрового смеха). А часть седьмой серии происходит в декорациях «Сайнфелда».
Также Ройланда и МакМахана вдохновили фантастические сериалы прошлого, вроде «Звёздного пути», и популярные комедийные мультсериалы. МакМахан говорит, что этот сериал, как этакий рекламный баннер — издалека на нём виднеется нечто вроде «Симпсонов» и «Гриффинов», но чем ближе ты подходишь, тем страннее становится картинка.

«Солнечные противоположности» — это свежий взгляд на тему отношений людей и пришельцев в поп-культуре. МакМахан и Ройланд говорят, что с детства устали смотреть фильмы и сериалы о том, как инопланетяне скрываются от правительства, поэтому сделали своеобразный ответ «Альфу». Вопрос мирного сосуществования авторы закрывают сразу же — в мире сериала люди воспринимают соседей-инопланетян как нечто обыденное. Ройланд сравнивает это с бытом простых жителей Лос-Анджелеса, которые привыкли к знаменитостям на улицах.
Линейный сюжет и «круг Хармона»

Основное сценарное отличие СП от «Рика и Морти» — сквозной сюжет и постоянное развитие от серии к серии. Да, в «Рике и Морти» есть эпизоды, которые продвигают историю о Злом Морти вперёд, но чаще всего серии независимы и замкнуты на себе. В СП всё иначе — несмотря на классический формат ситкомов, герои регулярно вспоминают события прошлых эпизодов, преследуют конкретные цели (починка корабля, выращивание Пупы), а последствия их действий оказывают влияние на мир.

Особенно ярко сквозной сюжет выражен во второстепенной сюжетной линии. Юмьюлак с начала сериала уменьшает всех людей, которые чем-то ему не угодили, и запирает их в виварии, расположенном в стене комнаты. Постепенно там развивается свой мир с антуражем стереотипной антиутопии в духе фильма «Сквозь снег»: на низших этажах живут бедняки, а наверху — диктатор, который пользуется всеми благами. Седьмая серия полностью посвящена этой сюжетной линии и деконструкции клише о революциях в антиутопиях. Причём на этом эпизоде побочная линия «стены» не заканчивается — авторы анонсировали её продолжение в следующих сезонах. Равно как и развитие линии Пупы.
Несмотря на внимание к сквозному сюжету, процесс написания сценария остался тем же, что и на предыдущем проекте. Ройланд и МакМахан при создании каждого эпизода используют «круг Хармона» — метод, придуманный шоураннером «Рика и Морти», который он применяет ещё со времён создания сериала «Сообщество».

«Круг» — это немного дополненная структура мономифа из библии голливудских сценаристов, книги Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Как всё работает недавно объяснили сами авторы: странный шестой эпизод текущего сезона — ни что иное, как самоирония над зависимостью авторов от этого метода. Более того — в одном из кадров зрителям показали тот самый «круг Хармона».
Жёсткий мета-юмор и скрытая искренность

В команде авторов «Рика и Морти» МакМахана считают «лучом света», — он всегда выступает за оптимизм и более лёгкую подачу. Расслабленная «ситкомовская» атмосфера СП его заслуга. Но более жёсткий и безумный стиль Ройланда тоже даёт о себе знать. В этом смысле он также получил больше свободы, чем при создании «Рика и Морти» — из-за слишком жёсткого юмора боссы Fox отправили сериал на «взрослый» сервис Hulu, поэтому авторов не стесняют ограничения.

Авторы часто шутят на тему социальных трендов, часто балансируя на грани того, за что в западном обществе сегодня жёстко осуждают. Шестая серия полностью посвящена вопросу гендерного неравенства: авторы гиперболизируют и показывают дисбалансный мир, где женщины добились максимума свобод, а всё вокруг стало чрезвычайно странным и плохо функционирует. Одновременно в той же серии высмеиваются стереотипы о мужчинах и бытовой сексизм.
Провокационные шутки, которые не так уж часто встречаются в «Рике и Морти», здесь почти в каждой серии. В одной появляется отупляющий луч, который превращает персонажей в ленивых тусовщиков, а книги — в библию. В другой Пупа вторгается в разум милой старушки и исполняет её трогательную мечту ради абсурдной по своей циничности цели: доступа к игрушке-свистку из мерча «Гарри Поттера». Такие эпизоды не просто эпатаж, но и способ показать, что инопланетяне — не люди, у них другая мораль и нет постоянных терзаний в духе семейных драм Санчезов из «Рика и Морти».
Но «Солнечные противоположности» — это тоже продукт метамодернизма, поэтому в каждом эпизоде есть искренний подтекст и конкретная мораль в конце. Через циничный юмор и странные выходки инопланетян, Ройланд и МакМахан показывают зрителям человечество с другого ракурса и объясняют, почему в начале каждой серии Корво называет людей тупыми. А за самым таинственным и угрожающим персонажем сериала, Пупой, скрывается неожиданный смысловой пласт — реакция МакМахана на отцовство. Он считает, что воспитание ребёнка — это смесь любви и страха, а воспитание огромная ответственность с непредсказуемыми последствиями.
Понравилась статья?
Хочешь получать лучшие статьи
от XyZ раз в неделю?
Подпишись на рассылку XyZ
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных