Блог xyz school

Что скрывает одежда героев NieR: Automata

Источники вдохновения и символизм.

Автор: Дарья Блинова

На первый взгляд кажется, что с визуальной точки зрения персонажи NieR: Automata достаточно бесхитростны. Например, главная героиня, 2B, выглядит чуть ли не как чья-то ожившая сексуальная фантазия. На самом деле, всё сложнее — в одежде героев можно разглядеть влияние великих художников, японских субкультур и знаменитых модельеров. К тому же, одежда здесь часто несёт в себе символическое значение — что неудивительно для игры, в которой имена персонажей отсылают к классикам мировой философии.
В мрачной вселенной, созданной автором игры Йоко Таро, машины-захватчики, созданные инопланетянами, вытеснили людей с Земли на Луну. Человечество пытается отвоевать планету с помощью армии почти неотличимых от людей внешне андроидов YoRHa.

Одежда в игре выступает в роли маркера человечности, — для машин это шанс приблизиться к своим создателям. Роботы образуют племена, деревни и даже религиозные культы, и носят соответствующую одежду. Чем сложнее организованно поселение, тем детальнее одеты роботы. Здесь есть и примитивные группы машин, которые используют вёдра как шляпы, и роботы в богослужебном облачении со сложными религиозными атрибутами вроде епитрахили — длинной ленты, которая огибает шею и обоими концами спускается на грудь.
Одежда в игре стала тем немногим, что роднит машины с человеком. Например, роботы одеты в плащи, похожие на те, что носят жители лагеря сопротивления. Возглавляет лагерь сопротивления Анемона. Кстати, на греческом её имя означает «дочерь ветров». А что подойдёт «дочери ветров» лучше, чем развевающийся на ветру плащ?
За дизайн персонажей отвечал Акихико Ёсида, работавший над серией Final Fantasy. В одном из интервью Ёсида признавался, что ищет референсы для дизайна персонажей в зарубежных модных журналах, которые специально для этого покупает .

Акихико Ёсида, дизайнер персонажей:

"Лично я считаю, что мой стиль нельзя назвать мейнстримным для Японии. Мне всегда нравилась художественная манера западных видеоигр."

Источник

Среди тех, кто повлиял на формирование его стиля, Ёсида называет: французского художника Жана Жиро, художника «Акиры» Кацухиро Отомо, американского мастера портрета Джеймса Уистлера, а также Рембрандта. Именно последний оказал самое явное влияние на образ персонажей NieR: Automata.

Голландский живописец подробно запечатлел облик знати 17 века. Главная отличительная черта голландского костюма того периода — сочетание чёрного и белого.
Это связано с распространением кальвинизма, — религиозного течения, призывавшего к мирскому аскетизму и сдержанности. Кальвинистский настрой обязывал отказаться от воздушности, вычурности и многоцветности, ещё недавно повсеместно царившей в моде.

9S, например, вполне мог бы вписаться в антураж картин Рембрандта благодаря своему однотонному камзолу с аккуратной вышивкой.
При создании 2B Ёсиде предоставили почти полную творческую свободу, сделав лишь два пожелания: она должна была быть одета во всё черное и носить повязку на глазах.

Если сравнить варианты платья 2В, то финальный окажется упрощённой версией костюма «готической» японской лолиты. Это популярная в Японии субкультура, основные атрибуты которой — высокие чулки, рукава-фонарики и чёрные платья, похожие на те, что носит 2B.
Правда, у 2B нет традиционных для таких платьев подъюбников — но они ей и не нужны. Да, разрез на платье привлекает внимание, но помимо этого он функционален. Благодаря ему нога 2В свободно отходит в бок, когда она встает в боевую стойку. Амплитуда замаха при ударе не позволяла нарядить 2В в тесное платье-футляр.
Готические лолиты искали вдохновение в европейской культуре периода рококо, но переосмыслили её с учетом местных нравов. Лолита из одноименного романа Владимира Набокова — девочка, стоящая на пороге взросления, которая балансирует между детской невинностью и взрослой женской сексуальностью. Японская же лолита лишена пошлого подтекста, — она куда более целомудренна и похожа на ожившую фарфоровую куклу.

Как когда-то кальвинизм стал сдерживающей силой для чрезмерной роскоши и вычурности костюма, так и стиль «лолит» был своего рода социальным протестом против популярной в те годы в Японии субкультуры Гяру — девушек, отличавшихся ярким стилем в одежде и стремлением нарушать традиционные для японок табу.

В образе 2В сохраняется европейская трактовка «Лолиты» — это девушка одновременно и невинная, и порочная. Если вы слишком приблизите камеру, то 2В отмахнется, буквально не давая залезть себе под юбку. Её образ —дразнящий, но при этом не вульгарный: руки защищают перчатки, декольте прикрывает полупрозрачная ткань, обувь доходит почти до бёдер.

9S тоже вписывается в субкультуру лолит, так как по гендерному признаку эта субкультура не делится. Существует также отдельный мужской вариант «лолит» под названием Одзи.
Японской культуре в целом присуща гендерная флюидность, — часто не сразу понятно какого пола персонаж. Отражается это не только в рисовке персонажей, но и в одежде. Смешение мужского и женского можно наблюдать на примере чокера 9S и ботфорт 2В.

Изначально ботфорты появились как элемент экипировки офицеров кавалерии. У этой обуви были высокие голенища, а делали её из кожи. Такая конструкция предохраняла ноги от ударов и ран, а также защищала дорогую ткань от грязи и быстрого изнашивания.
Когда эпоха кавалеристов закончилась, о высоких сапогах благополучно забыли. В середине двадцатого века высокие сапоги, облегающие ногу, дебютировали на подиуме. Ботфорты из чёрной крокодиловой кожи дизайна Роже Вивье впервые появились на показе осенне-зимней коллекции Yves Saint Laurent 1963 года. Вивье подогнал сапоги к ноге так, чтобы они напоминали чулки. С тех пор эта обувь обретает выраженный сексуальный подтекст.

На 60-е годы пришелся пик увлечения мини-юбками: пропорционально тому как длина юбок уменьшалась, ботфорты становилась всё более высокими. Один из наиболее узнаваемых примеров этой тенденции — фильм «Красотка», в котором героиня Джулии Робертс носит лаковые ботфорты с мини юбкой.
Короткое ожерелье на шее 9S называется чокером. Есть свидетельства того, что чокеры носили и фараоны, и вожди коренных народов США, но своё место в истории моды они получили благодаря девушкам. С началом эпохи Просвещения в моду входят платья с глубокими декольте и высокими причёсками. Чтобы устранить дисбаланс форм, как раз и вспомнили про чокеры.
В XVIII веке их чаще всего изготавливали из чёрного бархата, который подчеркивал бледность кожи, — это было знаком благородного происхождения дамы. К тому же, чокер не всегда был просто красивым аксессуаром, — он нёс в себе и политический смысл. Если сегодня в знак протеста мы надеваем футболки с надписями-лозунгами, то во время Французской революции в конце 1700-х женщины носили чокеры в знак уважения к тем, кто погиб на гильотине.

Женщин в чокерах в массовой культуре можно встретить часто — это, например, Харли Квинн в «Mortal Kombat 11», Элизабет из BioShock Infinite и, конечно, Йеннифер из «Ведьмак 3: Дикая Охота».
А вот мужчины начали использовать это украшение только в 20 веке. Первопроходцами стали музыканты, бросившие вызов гендерным нормам в одежде: Джимми Хендрикс, Дэвид Боуи, Мик Джагер, Принц и Ленни Кравиц. Сегодня же на мужских показах можно увидеть все: от кожаных ошейников до цыганских бус.
В образах персонажей есть и ещё одно явное сходство с готическими лолитами — представительницы этой субкультуры стремились носить одежду, в которой они напоминали бы оживших кукол.

Хито Мацудайра, 3D-художник:

"Приступая к работе над Nier: Automata, я задумался о том, в чём заключалось очарование модели из предыдущей части. Изучив этот вопрос, я понял, что в ней есть хрупкая красота. Возникает такое ощущение, что её легко разбить, как куклу."

Девушка в образе куклы — частый мотив для мира высокой моды. Например, к нему часто прибегал знаменитый модельер Александр Маккуин.

В 2009-м Маккуин выпустил зимнюю коллекцию под названием Fall. Ниже — примеры костюмов: сжимающие корсеты, пышные многослойные юбки; на голове то ли фата, то ли траурная вуаль; агрессивный красный цвет и будто бы разорванный рот. Буквально те же формы повторяются в дизайне босса из NieR, оперной певицы Симоны.
А весенне-летний показ Александра Маккуина 1999 года завершал выход бывшей балерины Шалом Харлоу. Модель в белоснежном платье кружилась вокруг своей оси, находясь между двумя промышленными роботами. В момент музыкальной кульминации роботы начали стрелять краской.
***
У одежды в игре есть и символическое значение. Например, близнецы Ева и Адам появляются в игре обнажёнными, а каждая новая встреча с главными героями знаменует новую степень их одетости. Ева спрашивает брата, зачем носить бельё, на что тот рассказывает о том, что голым находиться в обществе неприлично.

Разница во взглядах двух близнецов с практически одинаковой внешностью в итоге находит отражение в их гардеробе. Адам, одетый в брюки и изящную рубашку с бантом, погибает первым. Ева в ярости от смерти брата не завершает своего превращения в человека и остаётся без верхней одежды. Его животное начало подчеркивают штаны, которые визуально напоминают чешую или панцирь.
Интересно, что и сам создатель игры Таро Йоко как бы защищается от окружающего мира при помощи одежды. На публике он всегда появляется в маске, которая полностью скрывает его голову. Он будто бы начисто лишён тщеславия: это одна из многих вещей, которые роднят его с главным мистификатором от мира моды Мартином Марджела. Марджела, правда, пошёл еще дальше: он никогда не появлялся на публике, ни разу не выходил на традиционный поклон в конце показа, и даже на общей фотографии команды на его месте красовался пустой стул.

В подчеркнутом желании остаться за кадром заключался основополагающий принцип — его творчество важнее, чем его личность. Марджела всегда подчёркивает важную роль своей команды, точно так же, как Таро — роль Platinum Games и художника по персонажам Ахико Йошида.

Йоко Таро:

"Мне по душе разработчики из Platinum Games. Юные творцы, с которыми я работаю, подходят к делу со страстью, предлагая множество идей. Порой мне кажется, что моя задача заключается лишь в том, чтобы выбирать между теми или иными элементами, которые они предлагают — а игра создаётся сама по себе. Откровенно говоря, работать с Platinum Games очень здорово, но в то же время, мне кажется, что они не особо нуждаются во мне."

Источник

При этом известно, что именно Таро принадлежит идея с повязками на глазах. Эта деталь была визитной карточкой не только героев NieR: Automata, но и моделей на модных показах Мейсона Мартина Марджела.
Дизайнер «обезличивал» как себя, так и манекенщиц. По замыслу автора, публика должна смотреть на одежду, а не на тех, кто ее демонстрирует. Из этой концепции родился один из самых узнаваемых атрибутов его бренда - солнцезащитные очки «Инокгнито».
Йоко Таро при этом уточнял, что повязка на глазах у его героев — это не просто ткань, а именно goggles, что переводится как защитные очки.

Символизм закрытых глаз рифмуется с платками, прикрывающими рты операторов. Одни не способны увидеть правду о мире, другие - сказать о ней. Операторы передают приказы, а 2B и 9S слепо им следуют. Командор и А2 знают о лжи этого мира, и поэтому их лица ничего не заслоняет.
Понравилась статья?
Хочешь получать лучшие статьи
от XyZ раз в неделю?
Подпишись на рассылку XyZ
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных